Статус участия в проекте:
Участник
Ответственный за реализацию проекта:
ФИО | Должность | Телефон | |
Горшкова Оксана Николаевна | заместитель директора по учебной работе | +79788609127 | p1_1975@mail.ru |
Паспорт проекта
1 | Название проекта | Создание Курчатовских классов в общеобразовательных организациях Республики Крым |
2 | Обоснование необходимости проекта | Проект позволит сделать существенный шаг вперед в развитии предпрофильного образования, сформировать конвергентную образовательную среду обучения, поощрить творческую инициативу учителей.
Педагоги, готовые участвовать в проекте получат возможность повысить качество создания и использования новых образовательных технологий, на основе междисциплинарного обучения, эффективно планировать и осуществлять образовательные и воспитательные задачи. Обучающиеся, будут активно приобретать навыки экспериментальной работы и исследовательской деятельности в формате конвергентного обучения: — Создание условий для обучающихся, содействующих развитию исследовательских способностей, поддержка соответствующих видов деятельности со стороны взрослых. — Выявление зоны ближайшего развития, ранняя диагностика как способностей, так и трудностей, выработка путей их преодоления и компенсации. — Реальное осуществление требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий в ходе учебной деятельности, использование потенциала естественно-научных лабораторий (в том числе – в мобильной и дистанционной форме). — Использование природной детской любознательности, ориентации на коммуникацию и сотрудничество в коллективных исследованиях для формирования проектно-исследовательской формы учебной деятельности. — Освоение исследовательской парадигмы: навыков наблюдения и эксперимента, измерения (как объективизации ощущений), фиксации в цифровой форме, наглядного представления данных, генерации моделей, алгоритмов и предсказаний. — Получение опыта непосредственного восприятия наиболее впечатляющих объектов и явлений (в том числе – неожиданных, парадоксальных, привлекательных). — Насыщенная внеурочная деятельность в направлении деятельностного освоения естественно-математического содержания (экскурсии, проекты, музеи, кружки занимательной науки, выставки). — Формирование целостной картины мира, системы ориентации в нем, классификации объектов и явлений, дифференцировки и интеграции (унификации), выстраивание причинно-следственных связей. — Приобретение позитивного опыта индивидуальной и коллективной деятельности и коммуникации, в том числе –дистанционной, в исследовательских проектах. — Формирование портфолио успешного опыта и достижений (включающего и более ранние работы). — Первичное привлечение учащихся к естественно-математическому образованию через систему кружков и конкурсов, в том числе – дистанционных, формирование сообществ, в том числе – сетевых. — Обеспечение поддержки участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, выставках. — Воспитание способности к восприятию и освоению новых технологических областей, развитие интереса к познанию основ наук и формирование начальных профессиональных навыков на этой основе. |
3. | Цель проекта | Организация и обеспечение сопровождения мероприятий по продвижению проекта по созданию Курчатовских классов.
Разработка и реализация мероприятий по повышению уровня естественно – научной компетентности, приобщению к фундаментальному изучению естественнонаучных предметов, привитию обучающимся исследовательской культуры посредством включения в открытую научно- образовательную среду образовательных организаций Республики Крым, повышение творческой активности педагогических работников. |
4. | Задачи проекта | 1) создать учебный план, обеспечивающий непрерывное междисциплинарное образование обучающихся и предполагающий организацию занятий с привлечением сотрудников кафедр и лабораторий ФТИ (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», а также преподавателей Детского технопарка «Кванториум»;
2) разработать модульную программу междисциплинарного курса внеурочной деятельности;
3) усовершенствовать и скоординировать на уровне содержания учебного материала рабочие программы учебных предметов: биологии, географии, химии, физики;
4) сформировать у обучающихся способности использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
5) создать условия для погружения обучающихся в университетскую высоконаучную среду и бизнес среду с целью выстраивания маршрута их научного и карьерного роста в будущем;
6) расширить возможности участия обучающихся Курчатовских классов в олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных конкурсах различных уровней, в том числе дистанционных;
7) создать условия дополнительного обучения и повышения квалификации педагогов, работающих с обучающимися Курчатовских классов. |
4. | Сроки реализации проекта | 2020 – 2025 гг. |
5. | Организаторы проекта | Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым |
6. | Участники проекта | — Управления и отделы образования муниципальных образований Республики Крым
— Общеобразовательные учреждения Республики Крым (Приложение 1) — ФТИ (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», — Детский технопарк “Кванториум” в городе Евпатория (Республика Крым) — структурное подразделение Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Крым “Малая академия наук “Искатель” |
7. | Партнеры проекта | НИЦ «Курчатовский институт» г.Москва
|
8. | Разработчики проекта | Рабочая группа согласно приказу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 28.05.2020 г. №816 «О создании рабочей группы по разработке инновационного проекта «Курчатовский класс» в образовательных организациях Республики Крым» (Приложение 2)
|
9. | Актуальность проекта | Актуальность решения перечисленных выше задач продиктована тем неоспоримым фактом, что современная наука вступила в фазу междисциплинарного диалога. Технические науки и особенно NBIC-технологии становятся силой, способной коренным образом изменить природу человека и его жизнедеятельность.
Эти факторы диктуют необходимость изменений подходов к целям, задачам, инструментам и механизмам обучения. Переход от принципа узкой профилизации к принципу междисциплинарности в обучении, который приведет к овладению обучающимися компетенциями, необходимыми для продуктивного междисциплинарного диалога и работы в команде специалистов, позволит существенно повысить эффективность именно школьного образования, которое своей задачей ставит, в том числе и развитие личности ребенка. Высокого качества образования, результативности подготовки сегодняшних обучающихся к завтрашней профессиональной деятельности можно достичь при условии, что каждому ребенку будет предоставлена возможность обучения на том уровне, который будет соответствовать его интеллектуальным возможностям, что в процессе обучения будут использоваться те технологии, которые соответствуют возрастным особенностям и индивидуальному стилю учебной деятельности. |
10. | Эффективность проекта | для Республики Крым
— внедрение в образовательное пространство региона новой модели обучения, связанной с повышением научной и математической грамотности обучающихся; — повышение качества основного общего, среднего и высшего образования; — развитие инициативной, научно-исследовательской активности у молодежи через трансляцию опыта Курчатовского класса; — развитие движения популяризаторов науки в молодежной среде; — организация повышения квалификации педагогов школ Республики Крым, с использованием учебно-лабораторного оборудования Курчатовского класса; — создание Курчатовского класса после его апробации может быть использовано в качестве масштабируемой модели (практики) по созданию образовательной среды, формирующий принципиально новый тип мышления у обучающихся, опирающийся на принцип конвергенции естественнонаучных знаний о мире.
для ФТИ (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» — повышение квалификации профессорско-преподавательского состава института путем создания научно-методического семинара; — апробация новых методик включенного университетского образования в школьную программу с 5 класса; — расширение исследовательской деятельности преподавателей университета, в том числе за счет формирования междисциплинарных проектных групп; — отработка нового типа профориентационной деятельности университета.
для общеобразовательных организаций — усовершенствованы и скоординированы на уровне содержания учебного материала рабочие программы учебных дисциплин по математике, физике, химии, биологии, информатике, географии. В них будет предусмотрено знакомство школьников с трансдисциплинарными законами и фактами, в которых они проявляются в природе и жизни человека, освоены некоторые методы и инструменты познания этих законов, а также существенно усилена эвристическая составляющая, предусмотрена внеучебная деятельность по указанным предметам, ориентированная прежде всего на экспериментальное и практическое освоение учебного материала; — создана полная учебно-методическая документация указанной программы; — повышение научной и математической грамотности обучающихся; — повышение качества основного общего, среднего общего образования; — развитие инициативной, научно-исследовательской активности у обучающихся; — создание эффективной модели раннего профессионального самоопределения обучающихся; — организация повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций при поддержке партнёров проекта. |
Ожидаемые результаты проекта
|
Создание эффективной республиканской системы межпредметного сетевого взаимодействия и конвергентной среды обучения.
Создание эффективной системы инновационных площадок по реализации проекта, созданных на базе образовательных организаций, участников проекта.
Формирование системы индивидуальных исследовательских проектов в области естественных наук.
Создание позитивного имиджа занятий наукой.
Создание Интернет–ресурса для популяризации проекта. Разработка и продвижение модели реализации проекта Курчатовский класс в образовательных организациях Республики Крым |
|
Планируемые результаты освоения программы Курчатовского класса | Планируемые результаты опираются на ведущие концептуальные установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
Личностные результаты: • способность креативно и критически мыслить, активно, целенаправленно и целостно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, • готовность владеть основами научных методов познания окружающего мира; • мотивированность на творчество и инновационную деятельность; • готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; • осознанность в выборе профессии. Метапредметные результаты: • межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), • самостоятельность планирования и проведения экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определение достоверности результата; • формирование навыков наблюдения и эксперимента, фиксация в цифровой форме, наглядное представление данных, генерация моделей, алгоритмов и предсказаний в процессе выполнения индивидуального научно-исследовательского проекта как итогового продукта конвергентного образования.
Предметные результаты: соответствуют предметным результатам прописанным в Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ – участников проекта с дополнениями Биология География Химия Физика Межпредметные внеурочные курсы |
|
12. | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Курчатовского класса | 1. Оценка достижений предметных и метапредметных результатов (мониторинговые срезы: первичные, промежуточные — рост качества обученности в %).
2. Общественная оценка эффективности реализации проекта через мониторинг удовлетворённости, отзывы по итогам публичных представлений результатов и другие формы (позитивная динамика уровня удовлетворённости). 3. Мониторинг мотивации обучающихся к познавательной и научной деятельности (позитивная динамика). 4. Мониторинги участия в проектно-исследовательской деятельности обучающихся (рост участия в %). 5. Мониторинги количества и результативности участия школьников в конкурсах, конференциях и других мероприятиях естественно-научной направленности (позитивная динамика в %) в рамках внеурочной деятельности. 6.Мониторинг метапредметных компетенций обучающихся и профессиональных компетенций педагогов (позитивная динамика). |
13. | Мероприятия проекта (по годам) | В соответствии с Дорожной картой |
План по реализации проекта