Главная / Страничка логопеда

Страничка логопеда

У настоящего логопеда – разум педагога, душа психолога, голос, жесты и мимика актёра, руки целителя и сердце гуманиста

Триединая цель логопедической работы – своевременное выявление, коррекция, а также профилактика нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Задачи :

— диагностика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
— развитие и коррекция высших психических функций, а также общей и мелкой моторики;
— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных программ;
— формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки.);
— повышение мотивации к учению, общению;
— пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей учащихся.

Система логопедической работы имеет следующие направления деятельности:

— развитие психологической базы речи;
— развитие речевой коммуникации обучающихся;
— формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
— работа над дыханием и просодической стороной речи;
— постановка или уточнение правильного произношения звуков и дальнейшее закрепление их в речи;
— расширение представлений об окружающем мире, обогащение и актуализация словарного запаса;
— формирование грамматического строя речи;
— развитие диалогической и монологической форм речи.

Коррекционно-развивающая среда включает в себя сочетание фронтальных и индивидуальных занятий, а также преемственность и взаимосвязь в работе с ребенком всех специалистов школы. Продолжительность, периодичность индивидуальных занятий, а также наполняемость подгрупп зависит от характера речевого нарушения.

Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой. Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.

Сегодня школьная логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, реализующая цели поддержки и сохранения психологического здоровья учащихся. Проблема нарушения устной и письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся

                         

   ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

       Даже очень хорошие специалисты являются временными в жизни ребенка, в то время как его семья с ним всегда; от того, насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребенка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики в состоянии ребенка, так и просто более полная и счастливая жизнь его семьи.

                                           Уважаемые родители!

          Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся один — два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребенком необходимо и дома.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
  2. Необходимо создать мотивацию ребёнку, т. е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, чёткая и разборчивая речь.
  3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, лучше 2 раза в день по 15 – 20 минут, в зависимости от усидчивости ребёнка.
  4. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  5. Затем темп упражнений нужно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  6. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее!
  7. Для 6-7 летних детей занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой – серьёзная работа, какими бы лёгкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в веселую игру!

Родителям важно знать:

  • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка    от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

      В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:  

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы     взрослых;
  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения выполнять все рекомендации и домашние задания учителя-логопеда;
  • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального      развития.

                                                   Желаю успехов!

Дыхательная гимнастика

Что такое дисграфия и дислексия и как с этим бороться?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком и чтением, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Таких детей рано или поздно направляют к логопеду.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма. Следует отметить, что дисграфия часто сочетается с дислексией.

Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения.

Наиболее часто дети на письме допускают следующие ошибки:

— пропуски, недописывание букв или отдельных их элементов; пропуски слогов или слов;
— перестановка букв, слогов, слов;
— замены букв, слогов;
— написание лишних букв, их элементов, а также слогов в слове;
— повторение букв, слогов, слов;
— слияние или разделение слов («настоле», «на ступила»);
— ошибки согласования («красивый сумка», «весёлые день»).
— «зеркальное» письмо.

Во время чтения у детей могут наблюдаться слоедующие ошибки:

— пропуски букв, слогов, слов;
— замены букв, слогов, слов;
— добавление лишних букв, слогов, слов или их повторение;
— грамматические ошибки.

 

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он – переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Важно подчеркнуть, что дисграфия никогда не возникает «из ничего».

Работа по устранению дисграфии и дислексии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, т.к. специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Важно учитывать, что дисграфию и дислексию значительно легче предупредить, чем устранить.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста –  квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое — от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» — жука, «С» — полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика – выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой — огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк – его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).